Сергей, Вы составили уже не один сборник научной фантастики. Только за последнее время увидели свет: «Русские против пришельцев. Земля горит под ногами!», «Антитеррор 2020», «Ярость благородная». Расскажите, как Вам пришла идея взяться за такое дело?
Лучше не будем использовать термин «научная» всуе, а то придут апологеты НФ-возрождения и начнется страшное.
У фантастики много масок и отражений: «Антитеррор 2020» — это одновременно социальная и боевая ипостась любимого жанра, а «Ярость благородная», например, в выходных данных названа сборником военно-патриотической фантастики. Увы, три подряд вышедшие книжки — не показатель. Все не так радужно, как кажется со стороны. На современном этапе крупному издательству мало интересен сборник рассказов, ибо он и продается хуже, и с авторами постоянно какие-то нестыковки. Поэтому для того, чтобы заинтересовать акул бизнеса тематической антологией, надо либо собрать книжку из одних знаковых фамилий (что по ряду причин удается крайне редко), либо найти спонсора.
Я довольно много и активно работаю с игровой индустрией, а именно среди компаний-разработчиков и водятся искомые спонсоры. Насмотревшись на феноменальный успех S.T.A.L.K.E.R.а, игровики немедленно захотели получить собственную книжку, а то и целую серию. Кто-то для продвижения самого проекта, кто-то в качестве дополнительного способа заработать, но, так или иначе, многие гейм-студии озаботились новеллизациями. Однако не всегда удается впихнуть гонорар популярному автору в разложенный по полочкам бюджет игры, и потому сборник рассказов «на заданную тему» кажется неплохим решением проблемы. Особенно с точки зрения минимизации расходов.
Первая антология, которую я довел до прилавка в качестве редактора-составителя — «2034: Войны на костях» — вышла под эгидой игрового проекта LAVA online (lava-online.ru). Блин получился не самым горелым, и к процессу подключились новые заказчики, обеспечив мне неожиданный фронт работ и немалую головную боль. Что-то идет в отбор сразу, что-то долго и обстоятельно вываривается в собственном соку. Бывает, игровые проекты гибнут у финишной ленточки, за полшага до релиза, но книжка все равно выходит, как это произошло со сборником по вселенной W.E.L.L. или со второй моей антологией «Зомби в СССР». Мало кто верит, но изначально даже у такой хулиганской темы был свой заказчик; увы, игра приказала долго жить, и в итоге сборник получился стопроцентной креатурой издательства «Яуза».
Вы сотрудничаете с «Эксмо» и «Яуза». Как у Вас происходит взаимодействие с издателями? Идею нового проекта Вы предлагаете издательствам или они Вам?
Собственно, на этот вопрос я уже ответил выше. Издательства сейчас практически не публикуют сборников, кроме календарных, поэтому на любой новый проект смотрят косо и без одобрения. И лишь когда удается найти поддержку на стороне, новая антология имеет шанс попасть в печать, а оттуда — на прилавок.
Каковы критерии отбора авторских текстов для включения в сборник?
Чисто технические параметры: тему, объем, ограничения от заказчика — я всегда публикую в своем блоге, когда объявляю новый набор. Но кроме темы сборника, существует и концепция, которая выстраивается в процессе чтения присланных рассказов. Нельзя же лепить все тексты подряд, без какой-либо системы и связности. Потеряв ориентиры, читатель быстро заскучает и отложит книгу в сторону.
В целом критерии почти такие же, как у литературного отдела крупного журнала: качество языка, соответствие теме, попадание в аудиторию, объем. Поэтому авторы, активно публикующиеся в периодике, без особых проблем пишут тексты и для сборников. А вот к конкурсам редакторский отбор имеет отношение самое отдаленное, о чем я не устану повторять. Замечательные рассказчики путают их с завидным постоянством, что приводит к печальным последствиям: блестящие тексты пролетают мимо сборника. Оригинальный отыгрыш темы, хитрый выверт, которыми так славятся авторы «конкурсного поколения», при отборе играют скорее в минус рассказу. Конечно, свежий поворот сюжета, новое прочтение и т.д. составитель будет только приветствовать, но литературные забеги учат совсем другому. Авторы настолько привыкли оригинальничать, уходить в сторону от главной идеи лишь бы выделиться из толпы конкурентов с похожими рассказами, что уже не могут писать иначе. В рассказе про любовь напишут про ненависть, платонические чувства к вешалке и фетишизм. В боевике про битву с инопланетянами уйдут в глубокие философские построения о сути ксенофобии. В итоге получается прекрасный рассказ… совершенно не укладывающийся в генеральную линию сборника. И мне с сожалением приходится вычеркивать очередной текст.
Вообще, подводные камни для авторов, выросших на конкурсной лихорадке, на этом не исчерпываются. Возможно, когда-нибудь соображения «почему сборники не конкурс» станут темой отдельной статьи, а сейчас я просто хочу предостеречь: помните, рассказ пишется для читателей, а не для членов жюри и своего же брата-сочинителя, который вынужден читать сотню рассказов и потому ненавидит их заранее всеми фибрами души.
Какие сборники планируются в ближайшее время?
На днях закончен прием рассказов в сборник боевой фантастики «СССР, XXII век». Это своего рода альтернативная история будущего: мир, где СССР дожил до 22 века и (как сказано в исходном задании) прекрасно себя чувствует. Но воюет. Думаю, должна получиться отличная коллекция мини-космоопер в антураже старой советской фантастики. В подвешенном состоянии пока остаются сборники «Финансовые войны» — о могущественных корпорациях, хитроумных хакерах, промышленном шпионаже и банковских аферах — и антология ретро-фантастики с условным названием «Война в стиле стимпанк». Надеюсь, ситуацию удастся исправить, и замороженные проекты все-таки пойдут в ход.
Зато совсем скоро будет объявлен новый сборник социальной фантастики «Беспощадная толерантность» о тупиковом будущем, в которое может загнать себя европейская цивилизация. Интерес к проекту высказали многие серьезные авторы, так что конкуренция будет крайне жесткой. Но, как мне кажется, читатели обязательно оценят уровень сборника.
Есть еще несколько проектов, о которых пока рано говорить. Несмотря на негативную реакцию некоторых эстетствующих критиков, коммерческие сборники отвоевали себе место под солнцем. Это ведь не только отличный шанс засветиться для начинающего и способ заработать для коммерческого автора, это пиар для издательства, промоушен для заказчика и хороший подарок для поклонников жанра. Совсем неплохо, а?
Беседовал: Вячеслав Русин
Оригинальный текст: fantasts.ru
Клуб «Фантасты.ru» 2011
«Мир фантастики» 2011