Любители фантастики давно привыкли к новеллизациям компьютерных игр. Однако в большинстве случаев такие книги основаны на сверхпопулярных проектах вроде StarCraft или S.T.A.L.K.E.R., одно имя которых гарантирует даже посредственным опусам успешные продажи. Цикл TimeZero, открывающийся романом «Пепел обетованный», на этом фоне выглядит «белой вороной», так как основан на сравнительно малоизвестной браузерной онлайновой игре.

Впрочем, это — не единственная особенность романа Сергея Чекмаева. Если обычно авторы, сочиняющие новеллизации, стараются как-то замаскировать игровые корни книг, то Чекмаев поступил с точностью до наоборот. В результате «Пепел обетованный» походит на честное, но совершенно примитивное описание приключений виртуального персонажа.

Есть некая глобальная задача, которую надо выполнить герою, но прежде ему приходится выполнить ряд «побочных заданий». Нужны деньги — сталкер Адреналин участвует в турнире. Необходима информация — выполни поручение встречного чиновника. В таком режиме и происходят похождения крутого, но невыразительного главного героя, по весям очередного постапокалиптического мира. От игры унаследованы не только бесчисленные драки и перестрелки с разнообразными мутантами и мародерами, но даже повышение уровня героя и «сохранения». Но то, что вполне уместно в компьютерной игре, в литературном произведении смотрится по меньшей мере странно.

Сюжет в романе глубоко вторичен и служит лишь связующим звеном между бесчисленными боевыми эпизодами, описание которых, к сожалению, удается автору далеко не всегда. Взгляните хотя бы на цитату, а затем попытайтесь представить себе описанный эпизод — воображение вашего покорного слуги пасует. Да и постоянное использование автором игрового жаргона, заимствованного из английского языка, — все эти «крашеры», «раннеры» и прочие «смарты» — сильно портят впечатление от книги.

Итог: роман откровенно слаб и вторичен даже по сравнению с другими игровыми новеллизациями. «Пепел обетованный» можно порекомендовать лишь самым преданным поклонникам Time Zero.

 

Автор рецензии: Дмитрий Злотницкий
Оригинальный текст: www.mirf.ru
«Мир фантастики» #8 (60) 2008