Новый роман молодого московского писателя написан в ставшей свойственной ему манере: крепко заварить привычную для нас реальность и добавить в нее щепотку растворимого чуда. Однако, в сравнении с предыдущими книгами, фантастический элемент съежился, усох до размеров изюминки, затерявшейся меж жерновов сурового реализма.

Сюжет: в мире существует несколько сотен человек, наделенных редким мистическим даром. В ходе следствия, проведенного сотрудниками прокуратуры, выясняется, что это не столько дар, сколько – проклятие. Заноза, бельмо на глазу, сторож-иеговист с «Пробудитесь!» в кармане ветхой шинели, не разрешающий спокойно разворовывать алюминиевое наследие социалистического прошлого. Совесть… Что если на этой сомнительной добродетели держится мир? Что если именно из-за двадцати девяти Свидетелей… пардон, Носителей Совести, которые летели в Ойкумену на Мировую Спартакиаду 1939 года и разбились из-за плохих погодных условий, человечество объявило себе смертоубийственную войну? И кому спустя шестьдесят лет потребовалось истреблять Носителей, толкая мир к пропасти?

Главные герои романа – прилежная студентка Ксения и всесторонне образцовый следователь Арсений — оказываются в центре толчеи и вынуждены локтями-локтями противостоять таинственной Бессовестной силе. До кулаков и табельного оружия в романе дело не доходит. Нет в нем напряженного действия и неожиданных ходов. Тут – за желтые ленты не переступать, там – пройдемте составим протокол… Автор наслаждается копанием в пыльных архивах, частенько забывая о читателе, который купил не «Тайны XX века», а фантастический роман. Впрочем, если вы поклонник подобной литературы, документальность романа можно поставить ему в достоинства.

В романе использованы элементы «альтернативной географии». Европа названа Ойкуменой, экс-СССР – Империей, в ходу – кредитки, торжественное открытие проходящей раз в четыре года Спартакиады, а не Олимпиады, приковывает к экранам телевизоров миллионы зрителей и комаров.
ИТОГ: Имеем книгу в жанре «магического реализма» с элементами рельсового детектива и смутной, не на совесть сработанной концовкой.

 

Автор рецензии: Дмитрий Тарабанов
Оригинальный текст: www.mirf.ru
«Мир фантастики» #9 (25) 2005