Поистине неоценим вклад мастера пасторально-городского фэнтези Айвона Богослова в искусство апокалипсической направленности! Из всех эпизодов «Библии» его «Откровение» занимает почетное третье место по количеству приемников и литературных интерпретаций, уступая только «Исходу» для космической оперы и Ноевому ковчегу для романа-катастрофы. Люди набожные крестятся при виде трех шестерок, а голливудские продюсеры изощряются в придумывании очередных ребусов: переворачивают «число зверя», дописывают перед ним единичку или умножают на три, намекая на Судный год, обычно недалеко отстоящий от даты кинопремьеры. Больше прочих, пожалуй, преуспел метод начертания арабской триграммы на затылке милого дитя, принесший автору «Омена» миллионные тиражи книг и (пока) четыре кинофильма. После такой огласки Антихрист не скоро посмеет объявиться в среде бдящих горожан – его в три счета вычислят и примут антиантихристские меры.

В своем втором романе «Анафема» Сергей Чекмаев пошел по другому пути, поселив напророченного злодея в глухое село. Книжка, впрочем, от этого «сельским фэнтези» не стала, сохранив мрачную городскую атрибутику и живость сюжета. Ее бы смело можно ставить в ряд книг, мимикрирующих название «Ночной дозор», если бы не пара-тройка видовых отличий, выдающих в ней зверя совсем иного вида.

«Анафема» — это православное городское фэнтези. Уже не готический роман из-за игрового сюжета, и не фэнтези из-за претензий на реализм.

И, в отличие от западных вариаций на «Откровение», здесь нет святых отцов в черных костюмах с белыми подборками на воротниках. Как и нет ничего католического. Со всем, Господу не угодным, борются батюшки в рясах с «Макаровым» наперевес и «Отче наш» на языке. Думаете, гэг? Ан нет!

Православные реалии проработаны очень детально, с энциклопедичной точностью – тут автор нашел разумное применение лирическим экскурсам, которые в его предыдущем романе, «Везухе», были не очень-то к месту. Опричники, покаяние, митрополиты – автору удается поместить читателя в фантастический мир, который мы доселе не замечали. Здесь РПЦ ведет духовную войну с харизматичными сектами, так умело укоренившимися на постсоветском идеологическом пустыре и жадней вампиров пьющими кровушку российских граждан. Тщась им воспрепятствовать, церковь и МВД организовывают спецбригаду Анафема, на службе в которой состоят три главных положительных героя книги – бывший следователь Чернышов, вольноотпущенник Даниил и ветеран чеченской войны, старлей по прозвищу Савва. Им-то и предстоит противостоять богопротивным слугам Базиля Тристахина, который и есть тот самый…
«- Это же анаграмма! Переставьте буквы!»
На фоне – грегорианский запев Джерри Голдсмита. Медленно опускается занавес. Конец первой книги.

 

Автор рецензии: Дмитрий Тарабанов
Оригинальный текст: www.mirf.ru
«Мир фантастики» #3 (19) 2005